Эффективные и спорные моменты нового транспортного налога
-
Дата публикации:10 февраля 2021
-
Поделиться:
С 1 января на республиканском уровне введен новый налог – транспортный. Он заменил госпошлину, которую автовладельцы уплачивали перед прохождением техосмотра с целью получения допуска ТС к дорожному движению. Введение нового сбора вызвало много дискуссий относительно его целесообразности и эффективности.
Однозначные плюсы транспортного налога
Пожалуй, наиболее положительный момент нового налога – возможность спокойно и недорого пройти техосмотр. Из-за высокой ставки госпошлины, которая была ранее, многие автовладельцы просто отклонялись от прохождения осмотра и получения разрешения на допуск к участию в дорожном движении. Если стоимость самого техосмотра составляла 35-40 рублей, то 6 базовых госпошлин соглашались платить немногие белорусы. Дешевле было раз в год, а то и реже, оплатить штраф.
С введением транспортного налога отменили связку «ТО + пошлина», что должно существенно увеличить статистику прохождения техосмотров. А значит, повысить безопасность на дорогах, вернуть работу станциям диагностики и вернуть в бюджет значительные суммы, которые он недополучал из-за отказа автомобилистов от услуг станций ТО и от оплаты пошлины.
Доказательством для тех, кто скептически относился к отвязке и не считал это эффективным решением, огромные живые очереди на станциях диагностики уже с января 2021 года. Станции отмечают, что количество желающих пройти техосмотр увеличилась в разы и даже в десятки разов.
Еще один плюс – поступления в бюджет с введением транспортного налога будут определенно выше, чем от пошлины. Варианта не уплачивать налог у автовладельцев нет, вопрос на контроле налоговой службы. Не заплатил – пеня, уклонения и прочие подобные взыскания. Кроме того, с ростом клиентов увеличится и поступления налоговых отчислений от станций диагностики. Интересно только, почему вопрос о проблеме, которая озвучивается еще с 2014 года, решили только в 2021 году.
Спорные моменты
Самый спорный момент – необходимость уплачивать налог за каждый находящийся на учете автомобиль, в том числе тех, что уже долгое время не эксплуатируются. Конечно, с этим не согласны владельцы подобной «недвижимости». Но, с другой стороны, если машина годами просто стоит во дворе и не ездит, более того, занимает место и из нее вытекают рабочие жидкости, почему владельцы не снимут их с учета, не утилизируют или не продадут на запчасти. В таком случае, почему они должны освобождаться от уплаты налога.
Совсем другой вопрос – автомобили, проданные по доверенности, владельца которых теперь просто не найти, либо те, что не сняты с учета, но уже давно проданы на запчасти, отправленные в другую страну. Граждане, на которых числятся такие авто действительно столкнуться с проблемами, если у них не сохранились регистрационные документы и номеры. Хотя Госавтоинспекция обещает в ближайшее время упростить правила снятия автомобилей с учета.
Другие моменты, которые вызывают вопросы:
- градация ставки транспортного налога в зависимости от полной массы автомобиля. Если так оставлять, то неплохо было бы унифицировать в этом моменте Налоговый кодекс с РФ;
- одинаковый налог за прицеп массой до 0,75 тонны и прицеп-дачу;
- освобождение от уплаты транспортного налога автомобилей старше 1991 года выпуска. В Беларуси такие машины вряд ли можно назвать раритетными, они так же ездят дорогами, загрязняют окружающую среду даже больше других, да и безопасности на дорогах не добавляют. Власти развитых стран стимулируют автовладельцев покупать новые авто, у нас владельцам опасного старья еще и преференции представляют. Решить проблему сможет, например, повышающие и понижающие коэффициенты к ставке налога.
В общем, у нового налога есть как плюсы, так и минусы. Можно с уверенностью сказать, что он лучше и эффективнее старой госпошлины, но все равно еще требует доработок.
Быстро подберем лучшие авто из США!