Авто из России VS машины из США: что в итоге выбрать водителям

-
Поделиться:
Резкое падение курса российского рубля сулит выгоду белорусским водителям. Многие автомобилисты помнят ситуацию, когда валюта соседнего государства обвалилась в два раза. В тот период многие перегоняли подержанные транспортные средства из России непосредственно в РБ.
Сейчас российский рубль потерял по отношению к доллару приблизительно 20%. По состоянию на 23 марта 2020 года стоимость валюты с учетом данных ЦБ по отношению к 1 доллару США составляет 80,3 рубля. Для сравнения: 5 марта показатель был 1 доллар к 66,1 рублей. Связано такое падение не с внутренними проблемами или конфликтами, а с рекордным снижением цены на нефть.
Хотя пока откат российского рубля и не настолько большой, все больше частных лиц и перекупщиков мониторят объявления на разных площадках. В памяти многих людей свежи воспоминания о 2014 году и невероятной экономии, которая была связана с разницей курсов.
Однако команда Columb Auto решила разобраться, насколько выгодно такое положение дел на валютном рынке РФ для жителей РБ. И имеет ли реальный смысл поездка в России или можно подождать еще? Об этом и многом другом поговорим далее. Плюс сравним выгоду от покупки «российских» и «американских» транспортных средств.
О чем никогда не скажут перекупщики: мнение реальных людей
Для того чтобы получить информацию из первых уст, эксперты Columb Auto пообщались с несколькими перекупщиками. Никто не ориентируется в обстановке лучше, чем продавцы на авторынке в Ждановичах (пригород Минска). Именно на этой крупной торговой площадке быстрее всего реагируют на изменения рынка. Плюс ко всему, именно сюда свозят свежие транспортные средства из РФ.
В разговоре с людьми нас больше всего интересовал единственный вопрос: «Насколько сильно ситуация с удешевлением рубля в России повлияет на вторичный рынок и стоит ли ждать очередной «халявы»?». Большинство перегонщиков сошлись во мнении, что прошлая ситуация шестилетней давности не повторится.
Важная информация, которую мы решили представить не в виде прямой речи, а тезисно.
· Россияне научены прошлым горьким опытом
Российские дилеры и частные продавцы – отнюдь не глупы. Сразу же после скачков валюты пропорционально начали поднимать стоимость машин. Это сводит какую-либо выгоду покупателей практически на нет. Плюс ко всему некоторые неопытные в данном вопросе автомобилисты не учитывают расходы. Помимо непосредственно цены ТС нужно закладывать в стоимость дорогу, плату за утильсбор и страховку.
Также один из продавцов говорит о том, что в Смоленске выстроились огромные очереди на снятие транспорта с учета. Даты расписаны почти на 3 месяца вперед. Михаил (имя изменено) полагает – белорусским автомобилистам проще найти на местном рынке подержанный вариант. Он будет уже подготовлен к эксплуатации и в сумме расход на пригон из РФ и покупку аналога в Беларуси будет одинаковым.
· Тех, кто хочет дешево – 100% обманут
Дилеры делают особый акцент на том, что недобросовестные перекупщики тоже будут выжимать из ситуации максимум. Когда человеку застилает глаза выгода и низкая цена, то глаза закрываются на многие другие очевидные вещи. Махинации на вторичном рынке прокручиваются такие же, как и на Родине.
Существуют тысячи реальных историй, как людей кидают на деньги. Схемы придумываются самые невероятные. Самый простой ответ – машину купили, но остался еще один вариант. Как правило, предложенное авто старше, с бОльшим пробегом и по менее выгодной цене. Если человек проделал немалый путь и вбухал кучу денег, будет жалко отказываться хотя бы от такого ТС. Во многих случаях белорус купит то, что предлагают. Исключение – уж слишком потрепанные варианты. Единицы развернутся и поедут домой, не сожалея о потраченном времени и бюджете.
Реальная история:
«Нашел объявление с Nissan Qashqai 2013 года чуть больше, чем за 10 000 долларов. По фото и описанию был идеальный вариант. На выходных с женой и товарищем, которые работает механиком поехали смотреть. Потратили больше чем полдня на дорогу, несколько раз останавливались отдохнуть и поесть. Когда добрались до Подольска, то созвонились с продавцом, назначили встречу на следующее утро. Ночь провели к квартире, которую сняли на сутки. Настроение было отличным, сделка обещала быть выгодной. Только на месте выяснилось несколько неприятных деталей.
1. По кузову было много ржавчины, сразу видно уличное хранение;
2. Также друг проверил толщину ЛК-покрытия, и вся левая бочина оказалась замазанная;
3. Салон весь прокуренный, в дырках, при проверке пробега через приложение его занизили на 300 000 км.
Дальше смотреть даже не стали. Но нам в след кричали, что ремонта тут на тысячу и больше таких «жирных» вариантов не найти. Только зря прокатали время. Без авто возвращаться не хотелось. Пришлось срочно подбирать другие варианты и потратить еще 2 дня на поиски такой же модели. Только стоила она на 2 000 больше. Мы ничего не выиграли».
И., Минск
· Белорусские продавцы не зарабатывают на российских автомобилях миллионы
Кроме животрепещущей темы с упадком рубля и ринувшимися в Россию белорусами, дилеры активно обсуждали собственные убытки. Многие утверждают, что в сложившейся ситуации на многих транспортных средствах они не смогут заработать. В лучшем случае на прошлых покупках удастся заработать хотя бы $100.
Не так много перегонщиков имеют налаженные контакты с дилерскими центрами и автомобильными салонами, чтобы приобретать варианты по схеме Trade-In. Вот почему выгода от перепродажи российских ТС минимальная. На обвале рубля стараются нажиться не перегонщики, а обычные автолюбители. А их обмануть гораздо проще, чем профессионалов.
· Водители часто не задумываются о последствиях
Также часто людям предлагают варианты с поддельными документами, которые стоят на учете в РФ. А при постановке на учет в Беларуси оказывается, что у модели перебит VIN-номер. В подобных случаях транспорт изымают, и человек остается ни с чем.
Не редко встречаются угнанные машины, которые нелегально перегоняют через границу. Потом доказывать собственную невиновность очень сложно. Во многих случаях процесс продажи выглядит очень правдоподобно, в «постановке» участвует несколько лиц и идет серьезный нажим на эмоции. Например, говорят будто автомобиль вот-вот купит кто-то другой, предлагаются скидки, ведутся правдоподобные рассказы про нуждающихся детей, низкий навар на продаже и прочее.
Реальная история:
«Я всегда считал себя рациональным человеком и очень логично действовал. Никогда не соглашался на авантюры. Но однажды я захотел поменять машину, продал старый Ситроен Пикассо, добавил некоторые накопления и взял небольшой кредит. В сумме получилось чуть больше 10 000$.
Как-то при просмотре сайта попал на объявление с продажей мини-кроссовера Ниссан. В разговоре с продавцом оказалось немного опоздал. Предложили вместо него пригнать из России машину. Был хороший вариант Митсубиси АСХ. По бюджету проходил, но я сомневался. Перегонщик все же решил поехать ради меня в Россию, пусть даже я не давал гарантию покупки.
Мне многое понравилось, но были сомнения. Не нравилось, что на учете не стоит у нас. Было опасно. Схема какая-то серая была и мне надо было в Смоленск ехать переоформлять документы. Но что-то в машине зацепило. После уговоров продавца согласился. Ни на одном этапе сомнений не было.
Пока не приехал на Родину. Машину изъяли. Она оказалась угнанной и проходила вещдоком по делу. А девушка, якобы переоформляющая документы в Смоленске должна была хранить машину у себя до завершения дела. Ведь Митсубиси проходил вещдоком. В итоге у меня машину изъяли сразу же и денег я лишился. Еще грядут разбирательства».
Н., Гомель
Однако одними из самых жестких считаются ситуации, когда белорус едет за вожделенной машиной аж до Новосибирска. А ему предлагают сваренный из 2-3 частей кроссовер за $4000 или же вариант в убитом состоянии. В таких ситуациях мало того, что ради дороги человек тратит кучу денег, так еще и получает не пойми что. Лучше смотреть машины поближе и отметать предложения с сильно заниженной стоимостью.
В некоторых ситуациях вместе с продавцом могут быть даже бандиты, которые заманивают в глухие места и отнимают деньги. Одному ехать на такую сделку тоже не рекомендуется. Причем такие рассказы – далеко не единичные, а вполне обыденные.
Продавцы советуют автомобилистам не думать, будто они самые умные. Хитрые перекупщики из РФ кроме двойников и угонщиков активно используют другие схемы. Сейчас очень много продается залогового транспорта или варианты, которые идут с другими юридическими нюансами. Обычно подобное вскрывается непосредственно в Беларуси.
Реальная история:
«Никогда не думала попадать в такие ситуации. Купили в России дорогую БМВ Х5 в максимальной комплектации за солидные деньги. Ни на одном этапе подозрений не было, продавец из Москвы, сам хозяин и должно было пройти все гладко. Только в Беларуси узнали, что авто в залоге и хозяин заложил ее за 4 миллиона рублей! Это колоссальная сумма! Как только откроют границу, поедем разбираться с бывшим владельцем. Нас такая ситуация не устраивает. У одного нашего знакомого уже отобрали залоговый российский седан. Но там дешевле немного машина. Думали, с дорогими проще…»
Н., Витебск
Если человек едет за желанным авто самостоятельно, тогда финансовые и другие риски ложатся на его плечи. Но если машина стоит уже на площадке у перекупщика, тогда рисков нет. Перегонщик уже проверил транспорт на кредиты, залоги, провел полную диагностику и исключил острые для покупателя моменты. За проделанную работу человек берет небольшой процент, зато белорусские водители на 100% уверены в истории машины и ее техническом состоянии.
· Выгода автомобилиста весьма сомнительная
15 российских рублей с каждого доллара США – сомнительная выгода. Обычно белорусские покупатели едут за покупкой понравившегося транспорта с пачкой долларов. В банках деньги обменивают по курсу ниже, чем продажа. В таком случае с 1 доллара теряется еще 5-6 рублей. Тогда разница будет не такой существенной. Часто обе стороны идут на компромисс. Белорус отдает необходимую сумму иностранной валютой.
При этом продавец не обязан идти в обменник прямо сейчас. Разумный человек сохранит доллары США и сдаст их в банк при максимально выгодных для себя условиях. Например, через полгода или год, когда российский рубль обвалится еще. Белорусская и российская экономика сильно связаны. Сейчас на фоне проблем с нефтью и коронавирусом наша национальная валюта дешевеет. Так что оставшиеся 9-10 рублей выгоды тоже съедаются.
Если покупать на авторынке в Беларуси заметной разницы между местными и российскими машинами нет. При перерасчете суммы практически идентичны. Только вот автомобилисту не приходится тратить время на дорогу, питание в пути, таможенный сбор и жилье. Вряд ли заключить договор купли-продажи получится за день. Но даже если и получится, тогда осмотр ТС производится халатно и многие детали ускользают из вида.
Перекупщики нередко слышат от знакомых и друзей, как в моторы пригнанных наскоро авто обнаруживаются присадки. И это не говоря уже о толстых слоях шпаклевки, скрученном пробеге и разваливающемся кузове. Чтобы исключить гниющие колесные арки и подлатанную краской коррозию, осматривать понравившийся вариант нужно несколько часов.
В идеале человеку без опыта лучше обратиться за помощью к эксперту по подбору. Последний сможет не только отыскать залатанные места, но и легко отличит перебитые номера, сваренные части кузова, оригинальные и неоригинальные комплектующие. Только вот услуги такого человека тоже обходятся недешево. Выгодная покупка 100% станет убыточной для белорусов.
· На вторичном рынке и так много российских машин
Часть пригонщиков вообще не переживает о сложившейся ситуации. Они не понаслышке знают, насколько сильно белорусы боятся обмана. Страна не настолько большая, чтобы резонансные истории терялись из соцсетей, комментариев на сайтах и тематических журналов. Чем больше появляется горе-покупателей, рассказывающих о залогах, изъятии авто и угонах, тем выше спрос на местных рынках.
Мало кто из водителей готов рисковать кровно заработанными ради выгоды даже в 1-2 тысячи. Здесь можно быстрее и безопаснее купить аналогичные варианты и даже договориться о скидке. Пригнанные из РФ модели сразу видно даже по объявлениям. Дельцы не смогут обмануть доверчивых автомобилистов.
Первый признак пригнанного из России транспорта (помимо ценника) – отсутствие номерных знаков. И пусть даже никто в объявлениях не уточняет, откуда был привезен транспорт, все сразу становится на свои места. Важный нюанс: привезенные из соседней страны автомобили уже имеют оплаченный утильсбор и поставлены на учет в РБ. Причина тому банальна – никто из покупателей не хочет ехать в Смоленск и проходить перечисленные процедуры.
Кроме того, прямо на месте можно сторговаться и получить скидку в несколько сотен долларов. Некоторые готовы скинуть не просто $100-200, а даже $500 или $1 000.
Многие продавцы уверены, что в ближайшие 6-8 месяцев ситуация наладится. Подержанных машин пока на авторынке больше, чем достаточно. За б/у нет смысла ехать далеко. Выгодна будет только тем, кто покупает в России новые варианты у дилера. Они продаются непосредственно в рублях и пока салоны не успели поменять ценники, белорусские автомобилисты могут выиграть. Но одно важное условие – у вас должны уже быть накопления в рублях или же доллар нужно поменять с минимальными потерями. Без разрыва в 6-7 рублей между покупкой и продажей.
Какие цены предлагают на российских площадках
Columb Auto услышали мнение перегонщиков машин из РФ и решили дальше разбираться в ситуации. Специально для этого наши эксперты провели мини-исследование популярных сайтов, посвященных продаже подержанного транспорта в России. В основном мы просматривали разбег цен между популярными моделями авто, которые больше всего популярны среди отечественных автомобилистов.
Первой на глаза попалась шестилетняя Mazda 3. У нее была установлена автоматическая коробка переключения передач, чуть больше 80 000 км пробега и бензиновый двигатель на 1,6 л. Российские продавцы предлагали такой вариант в диапазоне 560-600 тысяч российских рублей. На доллары США сумма на момент написания статьи составляла $7 000-7 400.
Аналогичную модель у нас в стране можно найти от $11 000. Окончательную стоимость формирует комплектация, техническое и визуальное состояние. Чем аккуратнее машина, тем выше цена и лучше комплектующие.
Не менее популярна среди белорусов модель Opel Astra J. За ТС 2013 года в нормальном состоянии просят чуть больше $5 000. У нас же аналог продается по цене около $7 000. Разбег цен для обывателя существенный. Однако если приплюсовать сюда последующие расходы, то конкретно за рестайлингом Opel Astra ехать не стоит. Сборы, бензин, еда и проживание съедят разницу.
А что везут из России местные перекупщики? Чаще всего в РБ приезжают модели французского автопрома, выпущенные в период 2011-2012 гг. Особенно выгодно везти к нам Citroen и Peugeot. Хороший вариант Citroen C4 2012 года выпуска с автоматической коробкой и двигателем объемом 1,6 л стоит меньше, чем $8 000. Причем это без риска для кошелька и нервов.
С какими еще проблемами можно столкнуться
В связи с коронавирусом российская граница закрыта для жителей Республики Беларусь. И перевозка машин оттуда, соответственно, тоже пока стоит на паузе. Власти соседнего государства с помощью такой кардинальной меры надеются снизить темпы распространения COVID-19 среди населения и хотят максимально обезопаситься от пандемии.
К настоящему моменту граница перекрыта уже неделю. Когда снимут ограничения – неизвестно. Ситуация будет развиваться с учетом того, насколько быстро и агрессивно будет вести себя вирус. По самым скромным оценкам подобные меры предосторожности продлятся еще минимум месяц.
В Беларуси много компаний, которые занимаются перегоном транспорта из РФ. Нам удалось пообщаться с некоторыми из них и узнать, как обстоят дела с перегоном и чего следует ожидать белорусским водителям.
«Еще 10 дней назад среди наших клиентов наблюдался ажиотаж на машины из России. Заявки в этот период делали чаще обычного. Падение российского рубля более, чем на 15% сказалось на заинтересованности автомобилистов. Чаще всего заказывали чешские Skoda. Правда, наплыв клиентов не сравнится с похожей ситуацией в 2014 году.
Если говорить о дилерах и партнерах, то ситуация сложнее. Некоторые компании на время падения российского рубля приостановили продажи на неопределенный срок. Другие просто подняли цены с учетом нового курса доллара США. Это позволило снизить финансовые потери и хотя бы немного стабилизировать положение».
Николай, менеджер по продажам
По информации Columb Auto, во время бума на машины из РФ купить новую Skoda Octavia в предмаксимальной комплектации можно было по цене почти на $5 000 дешевле. Однако автомобилистам необходимо поторопиться, пока официальные дилеры не скорректировали ценник. При дальнейшем удешевлении российского рубля компании не останутся в стороне и повысят стоимость машин. Каким образом? Перестанут давать выгодные скидки от дилера или заметно снизят дополнительные опции.
Еще неделю назад южнокорейская компания Kia подняла цену на транспортные средства на 5%. В скором времени по примеру этого дилера другие центры поступят аналогичным образом. Сначала подъем стоимости затронет организации, которые поставляют авто из государств, не входящих в Таможенный союз.
Но это далеко не единственные проблемы, ожидающие покупателей новых моделей из России. Ситуация с электронными паспортами сильно усложнила задачу простым людям.
Теперь алгоритм действия при сотрудничестве с белорусской ГАИ следующий:
1. Делаете запрос в АО «Электронный паспорт», эта организация поставит печать на электронном паспорте ТС;
2. Заверяете копию и едете в МРЭО ГАИ;
3. На месте в индивидуальном порядке ставите машину на учет.
«Иногда ситуация с электронными паспортами доходит до абсурда. С вас могут затребовать чуть ли не печать непосредственно завода, создавшего автомобиль. И что делать? Приходится терпеть всю эту бюрократию. Наши клиенты из Минска едут непосредственно в ГАИ ГУВД Мингорисполкома. Там на месте сотрудники отправляют запрос, а когда получают ответ – могут проставить на выписке ЭПТС свою печать.
Из областных центров клиенты говорят, что нужно предоставить паспорт с печатью дилера. Процедуры и требования немного разнятся. Зато проблем с постановкой автомобиля на учет все же ни у кого нет».
Вадим, менеджер по продажам
Также перекрытие границы с Россией негативно сказалось не только на частных перегонщиках машин. У компаний тоже ничуть не меньше проблем.
«Из-за ситуации с коронавирусом сами не знаем, что делать дальше. Пока неизвестно, как будут обстоять дела с перевозками. У нас в России чуть больше 20 заказанных машин. Естественно, клиенты нервничают и волнуются. Надеемся, на скорости доставки закрытие границ никак не скажется».
Михаил, менеджер по работе с клиентами
Чего ждать в ближайшем будущем от рынка машин
После высокого спроса на транспортные средства из России в этой нише будет наблюдаться застой. Вслед за упадком российского рубля ослабнем и белорусская экономика, количество проданных машин снизится и цены практически сравняются. Ускорению процесса поспособствуют действия российских дилеров, которые постепенно пересмотрят прайс в связи с небольшим обвалом валюты.
В этом мнении сходятся многие частные перегонщики и компании. Также в пользу этой теории высказался председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич.
«Колебания курсов приводят к замиранию рынков. Водители не спешат с покупкой, а дилеры не могут проставить цену машин в долгосрочной перспективе. Уже сейчас стоимость новых машин выросла, дальше все зависит от изменений на валютном рынке».
Также Columb Auto напоминает, что ушедший 2019 год стал рекордным для РБ по количеству проданных новых машин. В этот период купили 64 500 автомобилей из дилерских центров. Вот почему уже в январе-феврале 2020 года среди покупателей наблюдается заметное снижение интереса к новым ТС. Всего за 1 месяц рынок просел на 30%, если сравнивать с январем 2019.
В сложившихся обстоятельствах падение курса российского рубля существенно не повлияет на ситуацию. У многих людей просто нет потребности в абсолютно новеньких авто. Они удовлетворили спрос на внутреннем рынке.
При этом пригон подержанного транспорта из РФ не сулит белорусским автомобилистам настолько большую выгоду, чтобы рисковать. Чтобы успеть сэкономить в поездку за «российской машиной», нужно было выезжать хотя бы 7-10 дней тому назад. Но тогда покупатель рисковал остаться в чужом государстве на весь период карантина, если бы не успел выехать. Также нельзя исключать сопутствующие расходы и траты.
С продержанными автомобилями из США подобная ситуация просто невозможна. Клиенты Columb Auto отвязаны от колебаний валюты, поскольку расчеты за лоты на аукционах и услуги площадки сразу же рассчитываются в долларах. Остальные расходы (таможенный сбор, услуги экспедитора и брокера) просчитываются в национальной валюте. Риски с перерасходом бюджета полностью отсутствуют. А скидка до 20-40% с каждой машины из Америки сохраняется.
Кроме того, историю американских ТС легко проверит в удаленном режиме с помощью соответствующих реестров. При работе с Columb Auto нет риска нарваться на ворованный вариант, «утопленника», машину после пожара или серьезного ДТП, «куклу» и другой проблемный транспорт.

Быстро подберем лучшие авто из США!