Тернистая история разработки автопилота Tesla: от идеи до реализации

-
Поделиться:
Команда Columb Trade недавно писала обзор самого ожидаемого электрического кроссовера Tesla Model Y. К сожалению, нашим экспертам не удалось лично опробовать хваленый автопилот Теслы. Однако наш помощник из-за океана, как и другие владельцы этого электрокара, был в восторге от возможностей машины. И есть чему восторгаться!
В новинке автопилот включается нажатием двух кнопок и транспортное средство самостоятельно выедает на дорогу. Система продумана таким образом, чтобы при включении автопилота сразу же запускался автоматический руль и адаптивный круиз-контроль. Благодаря этому автомобилист может не держать руки на руле и сможет заниматься другими делами. Например, писать SMS, разговаривать по телефону или даже печатать текст на планшете или ноутбуке.
Думаете, что это небезопасно? Множество тестов подтвердило, что конструкторам Tesla удалось создать практически идеальную технологию. В отличие от предыдущих версий электромобилей здесь радары сканируют бОльшую площадь. За счет этого датчики замечают не только рядом идущие автомобили, но и прочие препятствия. Плюс ко всему система автопилота после анализа ситуации на дороге спрашивает у автомобилиста разрешения перестроиться в другой ряд или пойти на обгон. Вы легко сможете контролировать ситуацию.
Еще один плюс доведенного до ума автопилота Тесла – самостоятельность. Установленное программное обеспечение самостоятельно строит маршрут из точки А в точку Б. Владельцу только нужно указать конечный пункт назначения, дальше умная технология справляется сама.
Насколько можно судить после тест-драйва Model Y, американской компании Tesla удалось сдержать слово. Еще 4 года назад Илон Маск заявлял, что тесловский автопилот в скором времени позволит проезжать с одного побережья США в другое без участия водителя. Да, путь становления технологии не был усыпан лепестками роз. Многие из нас помнят громкие скандалы, связанные с авариями по вине автопилота Tesla. После каждой новости о ДТП с участием электрокаров от Маска в сети разворачивалась нешуточная битва. Люди буквально готовились к кровопролитной войне: одни проклинали компанию и ее любовь к технологиям, а другие обзывали водителей #самивиноватынадоследитьзадорогой.
Но давайте упустим негативные моменты и перейдем к более увлекательной теме – непосредственному развитию автопилота Tesla. Автоконцерну пришлось пройти через множество сложностей, прежде чем помощник вышел на нынешний уровень автономности.
Сумасшедшая идея, которая стала реальностью
За каждой гениальной разработкой кроется чокнутый профессор. Нормальному во всех отношениях человеку просто не придет в голову идея создать машину, которой можно управлять без контроля водителя. А если даже кому-то на ум приходили подобные мысли, то никто кроме Илона Маска не смог придать им осязаемую форму.
Никто до Тесла не был настолько поглощен идеей шагнуть в будущее и отказаться от традиционных форматов автомобилей. Автоконцернам идея о самостоятельно пилотируемом транспорте казалась ирреальной и нецелесообразной. Подобными разработками занимались только крупные IT-корпорации, энтузиасты или стартаперы.
Примерно 8 лет назад первые подвижки в автопилотировании были замечены у компании Google. В 2012 году в интернет-сообществах и новостных порталах обсуждался проект Waymo. Заключалась разработка в том, что автомобиль оснащали системой автопилотирования и в теории машина могла самостоятельно ехать по трассе. Специалисты Гугл не создавали новое ТС, используя уже существующие автомобили. По сути, Waymo выступало в качестве электронного ассистента.
Доработанную версию системы-автопилота предложили проверить реальным людям. Несмотря на сырой вид и некоторые недоработки в Google решились на первые эксперименты. Люди из группы добровольцев должны были ехать по шоссе, выискивая слабые и сильные стороны разработки. Для безопасности водителей компания предупредила каждого, что автопилот несовершенен и отвлекаться от дороги не стоит.
Во время тестов корпорация столкнулась с одной серьезной проблемой: автомобилисты видели первые успехи Waymo, после чего забывали о поставленной задаче и наставлениях разработчиков. Водители практически сразу же расслаблялись за рулем машин под управлением автоматического помощника, разговаривали по сотовым, спали и оглядывались по сторонам.
Как в Гугл об этом узнали? Для контроля водителей внутри поставили специальные каперы. Естественно, в подобной ситуации ни о какой безопасности или объективности эксперимента даже не шло речи.
После такого провала через некоторое время в Google отказались от дальнейших разработок. Конструкторы и пользователи в сети пришли к выводу, что люди еще не готовы к ответственному использованию автопилотов. Плюс ко всему, в разных регионах США безопасность пассажиров будет под серьезным вопросом. Разработчики опасались, что снег, дождь или узкие дороги станут причиной невероятно высокого количества аварий.
В итоге, корпорация перепрофилировалась и стала работать над службой такси. От создания машины с автопилотом и для использования по всему миру Гугл отказались. Компания запустила бизнес такси в Фениксе, где широкие дороги и можно легко создать интерактивные карты в отличном разрешении. Так что из системы автопилотирования Waymo превратилась в совершенно новый вид бизнеса, с меньшими рисками и финансовыми затратами.
Google считается в мире инноваций одним из первопроходцев. Обычно мелкие и средние компании следят за каждым шагом мега-корпорации, чтобы выбрать оптимальный путь развития. В случае с автопилотированием некоторые фирмы поступили так же. Если уж Гугл отказались от подобной идеи, то другим вообще нечего делать в мире высоких технологий.
True story: Некоторые автомобильные компании по примеру Waymo начали переводить технологии, направленные на управление машиной без водителя, тоже переключились на автономное такси. Например, 3 года назад ребята из Ford вложились в Argo, чтобы позже запустить свою компанию в Вашингтоне и Майами. А General Motors вложили нехилую сумму в Cruise, чтобы затем открыть автономное такси в суперпрогрессивном Сан-Франциско.
Но и это далеко не все. Даже Zoox и Uber начали работать над тем, чтобы запустить службы такси без участия шоферов. Известные бренды хотят максимально снизить человеческий труд в данной сфере, снизив тем самым расходы.
Другими автоконцернами, последовавшими за Waymo и Google стал южнокорейский бренд Hyundai и консервативная немецкая компания Volkswagen. ТМ решили объединиться с Aurora, чтобы разработать автономную службу такси с нуля. Однако любопытнее всего то, что стартапом управляет экс-работник Google. Владелец Aurora – Крис Урмсон – раньше трудился над системой для автопилотирования.
С чего начала разработки автопилота Tesla и бизнес-модель компании
Илон Маск начинал работу на автоматическим пилотом электрокаров так же, как и другие. Около 6 лет назад разработчик и бизнесмен начинал создавать первые прототипы автопилота. Изначально в Tesla хотели создать многоступенчатую технологию, которая бы постепенно от зависимого состояния переходила к полной независимости от водителя.
Первое время в авто использовали простое оборудование для автопилота. Электрокары оснащались технологией 2-го уровня, хотя в системе Теслы их насчитывалось 5. Последний, самый совершенный уровень, предполагал полную автономность от человека. Тогда бы транспортное средство функционировало по аналогии с машинами будущего, которые мы раньше видели исключительно в кинофильмах.
И если некоторым автопроизводителям не хватило терпения занять свободную нишу, создавая автономные машины, то Макс дошел в этом деле практически до финиша. На протяжении первых 2-3 лет компания ставила в электромобили специальные пакеты, где был предусмотрен автопилот. Стоила инновационная технология не слишком дешево – $3 000. Однако даже несмотря на такую цену развитие системы автопилотирования практически не двигалось с места.
Руководителю компании Tesla пришлось в срочном порядке найти новую стратегию развития для системы автоматического пилотирования транспортных средств. Поскольку пакет «Самостоятельное вождение» уже умел передвигаться без помощи водителя по шоссе, то разработчикам необходимо было лишь усовершенствовать технологию.
В последующие годы компании пришлось научить автопилота делать повороты, проходить транспортные развязки, обгонять соседние машины и выполнять прочие маневры. Хотя автомобилисту все равно пришлось бы следить за маршрутом движения, зато не пришлось бы все время концентрироваться на пути. Как ни крути, контроль куда проще, чем самостоятельное управление электромобилем.
Остался лишь один нерешенный вопрос. До недавнего времени Маск включал пакет «Самостоятельное вождение» в автотранспорт только после оплаты заветных $3 000. Однако технология не обеспечивала владельцам электрокаров того, на что они рассчитывали. За такие деньги водители хотели получить умную систему, которая бы полностью брала на себя обязанности шофера. Надо ли говорить, что вообще никому не хотелось «присматривать» за действиями современной технологии, ведь люди платили не за это. Покупателям хотелось прикоснуться к будущему, заниматься в машине своими делами и не думать ни о какой безопасности.
Скажем даже больше, особо рьяные поклонники автопилотов чуть позже платили даже $5 000. За такую сумму в автомобилях устанавливали пакет с расширенными возможностями автоматического пилота. У дорогущего помощника была встроена опция для оценки транспортной развязки и распознавания светофоров. Но даже подобные функции не оправдывали непомерно высокую стоимость пакета «Расширенный автопилот». Автомобилисты получали в разы меньше, чем могли.
Пересмотр бизнес-стратегии Tesla был неизбежным. Скорее всего, именно по этой причине в кроссовере Tesla Model Y мы видим такую классную систему автоматического пилотирования. Американскому бренду проще было внедрить возможность полного самостоятельного вождения, чем продавать систему отдельно. Илон Маск и его команда просто включили цену автопилота в комплектацию. Такое решение позволит дальше работать над развитием технологии, снизит недовольство водителей и закрепит за брендом репутацию прогрессивных ребят.
Несмотря на отличные результаты автопилот от Тесла нуждается в некоторой доработки. Но даже на этом этапе система умеет сканировать большой отрезок дороги, оценивая препятствия спереди, сзади и по бокам, доезжать со стоянки к дверям магазина, парковаться, подъезжать к дому водителя и т.д. На демонстрационных видео также показано взаимодействие электрокаров с обновленным автопилотом на сложных транспортных развязках. Проблем на трассе у автомобилистов точно не возникнет. Правда, в густонаселенном городе с автономией могут возникнуть некоторые накладки.
Пока еще нельзя утверждать, что в тянучке автоматический пилот не даст сбоев. Владельцам электромобилей Tesla лучше держать ухо востро, не забывая о возможных неточностях в оценке дорожных знаков и ситуации на дороге. В таком ключе обязательное подтверждение схода с одной полосы на другую не кажется дурацкой идеей. Американский бренд хотя бы так пытается подстраховаться от скандалов и критики со стороны общественности.
Смогут ли водители придерживаться рекомендаций Tesla или автопилот приведет к хаосу на дороге
Как и любой другой создатель передовой технологии, Илон Маск остервенело защищает систему автопилотирования Tesla. В социальных сетях, интервью и на различных конференциях один из самых одиозных разработчиков современности говорит лишь о плюсах системы. Маск уверен, что в обозримом будущем автопилот станет лучше и внимательнее любого водителя.
В 2019 году Илон Маск говорил, что уже к декабрю 2019 автопилот сможет обеспечить электрокарам Tesla полностью самостоятельное вождение. Естественно, этого не случилось. Изобретатель часто переоценивает возможности своей компании и спешит с оптимистичными прогнозами. Тем не менее, высказывания предпринимателя были недалеки от истины. После выхода Model Y многие в этом убедились.
Главной задачей для Тесла было найти такие датчики ориентации, которые сумели бы распознавать препятствия, другие машины и плохо различимую разметку. На это у компании ушло чуть больше времени чем планировалось. Зато в новые датчики способны оценивать пространство в 2 раза шире, чем было до этого. Пусть даже сложные решения с перестройкой полосы автомобилист принимает сам, но по малозагруженной трассе автопилот идет без каких-либо ошибок.
Если никаких проблем в будущем не возникнет, можно говорить о полном успехе бизнес-модели Тесла. Во-первых, в отличие от конкурентов автоконцерн использует в качестве водителей безопасности своих клиентов. Пока другие стартапы платят тестерам за то, чтобы они контролировали работу автопилотов, Маск продает технологию в качестве допопции. Во-вторых, Tesla расходится тысячами экземпляров по всему миру. Благодаря этому у автоконцерна больше шансов создать масштабный проект, который сможет эффективно работать в любых странах. Даже у Google c Waymo не было подобной возможности. И как вы знаете, компания переквалифицировалась в автономное такси в Фениксе.
А в-третьих, Тесла практически сняли с себя ответственность за решения автомобилиста. Система автоматического пилотирования сигнализирует, когда водитель снял руки с рулевого колеса, запрашивает одобрение в принятии сложных решений и предупреждает человека об опасности. Пусть некоторые владельцы игнорируют звуковые сигналы или окошки с предупреждениями, сама компания в случае проблем остается с незапятнанной репутацией. Они же позаботились о безопасности людей? Позаботились. А если вдруг человек намеренно игнорирует сигналы системы, тогда и ответственность лежит на нем.

Быстро подберем лучшие авто из США!